«Искусство натюрморта»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Искусство натюрморта».

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Натюрморт передаёт нам определённые образы и символы окружающего нас мира, вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника.

Истинный художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих нас предметов. Благодаря великим мастерам этот жанр был признан вполне способным для передачи различных социальных условий, тем самым в нём затрагиваются различные общественные добродетели. С помощью различных атрибутов создавался тот или иной образ, отражающий смысл основной идеи.

Возрождение натюрморта совершается в конце XIX – начале XX столетия. Благодаря своей сюжетной и до некоторой степени смысловой стерильности натюрморт в эти бурные для развития искусства десятилетия оказывается особенно удобным для творческого экспериментирования.

«Становление натюрморта как самостоятельного жанра живописи произошло благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта.

«Натюрморт занимал видное место и в творчестве французских художников-импрессионистов (Мане, Сезанн, Моне и др.). Они стремились в своих произведениях воплотить первые свежие впечатления от увиденного. Для их натюрмортов, как и вообще для живописи импрессионистов, характерны гармония чистых цветов, воспринятых непосредственно в природе, естественность и жизненная простота композиции.

Одним из лучших мастеров натюрморта был известный французский художник Шарден, сумевший проникнуть в интимную жизнь самых обыденных вещей, приблизить их к зрителю, и этому в большей степени способствует неяркий колорит его картин, глубоко продуманных и идущих от наблюдения жизни, простота и естественность в расстановке предметов.

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Обогащённый новыми темами, образами и художественными приёмами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30—40-е годы XX века это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твёрдо встаёт вровень с другими жанрами.

Список литературы:

1. Голландский натюрморт XVII века [Текст] / сост. Е. Ю. Фехнер. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 176 с.

2. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников от А до Я [Текст] / С. Дзуффи. – М.: ОМЕГА, 2008. – 512 с.

3. Кузнецов, Ю. Западноевропейский натюрморт [Текст] / Ю. Кузнецов. – Л.: Советский художник, 1966. – 228 с.

4. Мастера натюрморта [Текст] / Авт.-сост. Г. В. Дятлева. – М.: Вече, 2003. – 260 с.

5. Мочалов, Лев Всеволодович. Три века русского натюрморта [Текст]: альбом / Л. В. Мочалов; ред. Н. А. Борисовская. – М.: Белый город, 2015. – 511 с.

6. Натюрморт в европейской живописи XVI – начала XX века [Текст]: выставка картин из музеев СССР и ГДР / ред. Т. В. Кантор. – М.: Советский художник, 1984. – 220 с.

7. Перрюшо, А. Сезанн [Текст] / А. Перрюшо. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 368 с.

8. Перрюшо, Арни. Жизнь Сезанна [Текст] / Арни Перрюшо; пер. с фр. К. Г. Богемская. – М.: Радуга, 1991. – 350 с.

9. Энциклопедия живописи [Текст] / ред. Н. А. Борисовская. – М.: [б. и.], 1997. – 800 с.

10. Энциклопедия мировой живописи [Текст] / сост. Т. Г. Петровец, Ю. В. Садомова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 431 с.

Отдел литературы по искусству