«Искусство каллиграфии»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство каллиграфии».

Каллиграфия – одна из отраслей изобразительного искусства. Каллиграфию также нередко называют искусством красивого письма.

Письменность зародилась примерно 5000 лет назад. В этот период память людей стала ослабевать из-за обилия информации, и возникла необходимость записывать её. Примерно тогда же возникла и каллиграфия. В качестве инструментов написания использовались кисть или перо, чернила.

В Китае, Японии и мусульманских (арабских) странах каллиграфия появилась раньше, чем в западноевропейских, и достигла статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии.

Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской. В Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах.

В Японии каллиграфия – самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке.

«В китайской каллиграфии главное – это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти – мазок, в её языке главное – не осязание, не проникновение, а жест, танец», – так определил различия между китайским и японским направлениями С. Н. Соколов-Ремизов.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты.

Как в древние времена, так и в современном обществе каллиграфия часто используется при изготовлении магических предметов: амулетов, оберегов, талисманов, кулонов, колец и т.д. В древности она также использовалась при создании холодного оружия и защитного вооружения, нанесения каллиграфических образов, рун, иероглифов, несущих ту или иную информацию, направленную либо на защиту носившего броню рыцаря, либо на качество его вооружения.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, в виде шрифтов и рукописных логотипов, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Каллиграфия – это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения. Но помимо эстетического у неё есть и ещё один немаловажный аспект – медицинский.

Учёные заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции, что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.

Каллиграфия благотворно влияет на человеческую психику, развивает тончайшие мышцы рук.

Литература, представленная на выставке:

1. Баркхардт Титус. Искусство ислама. Язык и значение / Т. Баркхардт. – Таганрог: Ирби, 2009. – 288 с.: ил.

2. Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии / В. Г. Белозёрова. – М.: Российский гуманитарный университет, 2007. – 481 с.: ил.

3. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С. Л. Кравец. – М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 12: Исландия – Канцеляризмы. – М., 2008. – 767 с.

4. Васильева О. В. Нить жемчуга. Иранское книжное искусство XIV—XVII веков в собрании Российской национальной библиотеки / О. В. Васильева. – СПб: Российская национальная библиотека, 2008. – 131 с.: цв. ил.

5. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 3 / В. Власов. – СПб: ЛИТА, 2000. – 848 с.: ил.

6. Всё о технике: Каллиграфия / пер. с испан. Е. В. Левшуна. – М.: АРТ-РОДНИК, 2012. – 143 с.: ил.

7. Дрезнина М .Г. Путешествие во времени в пространстве музея / М. Г. Дрезнина. – М.: ЮНИСЕФ, 2011. – 168 с.: ил.

8. Моцатти Л. Исламское искусство / Л. Моцатти. – М.: АРТ-РОДНИК, 2012. – 319 с.: цв. ил.

9. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех / Л. И. Проненко. – М.: Книга, 1990. – 248 с.: ил.

Отдел литературы по искусству