«Эталон классицизма»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Эталон классицизма», посвящённая 425-летию со дня рождения французского художника Никола Пуссена.

Творчество Никола Пуссена основано на восхищении и почитании античности. Художник считал её «золотым веком», и в основе большинства работ мастера лежит именно античная тематика.

Никола Пуссен родился в Лез-Андели в Нормандии. Учился у К. Варена и других французских художников. В 1623 году уехал в Венецию, жил в Риме, испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, знакомился с работами античных мастеров, изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера, также занимался анатомией и математикой.

С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданского звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи («Смерть Германика»), поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягкого колорита («Ринальдо и Артемида», «Танкред и Эрминия», «Парнас»).

Слава Пуссена доходит до Парижа. Художника упорно приглашают вернуться. Получив личное приглашение от Людовика XIII, Пуссен в 1640 году едет в Париж. Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него всю группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ. Пуссену поручаются алтарные композиции, аллегории для кабинета Ришелье, убранство Большой галереи Лувра. В Париже Пуссен создаёт такие произведения, как «Чудо св. Франциска Ксаверия», «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора».

Парижская жизнь сильно тяготила Пуссена. Не завершив работ, художник в 1642 году возвращается в Рим.

В произведениях второго римского периода усиливается этико-философский подтекст («Елеазар и Ревекка», «Аркадские пастухи», «Отдых на пути в Египет»). С 1640-х годов Пуссена чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, художник представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи («Пейзаж с Полифемом», «Орион»), зачастую олицетворяет те или иные природные стихии; использует в пейзаже эпизоды библейских и евангельских сказаний («Крещение Христа»).

В поздних работах («Аполлон и Дафна», «Диана и Орион») Пуссен обращается к лирическим мотивам. Эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Последние работы художника, серия полотен «Времена года» с библейскими сценами «Рай» («Весна»), «Руфь» («Лето»), «Исход» («Осень») и «Потоп» («Зима») принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена.

Назначение искусства Пуссен видел в том, чтобы давать уму пищу для размышлений, воспитывать в человеке добродетель, учить его мудрости. В силу этого Пуссен практически не писал портретов, считая этот жанр недостойным внимания. Исключение составили два автопортрета, написанные им по просьбам друзей.

В живописи XVII века Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма.

Литература, представленная на выставке:

1. Бауэр, Герман. Барокко [Текст] / Г. Бауэр. – М.: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. – 96 с.: цв. ил.

2. Вольская, В. Н. Пуссен [Текст]: биография отдельного лица. Иллюстративный материал / В. Н. Вольская. – М.: Издательство Гос. музея изобр. искусств им. А. С. Пушкина, 1946. – 190 с.: ил., л. c-портр.

3. Гийу Жан, Ф. Великие полотна [Текст] / Ф. Гийу Жан. – М.: СЛОВО, 1998. – 207 с.: цв. ил.

4. Гликман, Александр Семёнович. Никола Пуссен [Текст]: биография отдельного лица. Иллюстративный материал / А. С. Гликман. – Л.; М.: Искусство, 1964. – 101 с.: 27 л. a.: ил.

5. Замкова, М. В. Прадо [Текст] / М. В. Замкова. – М.: Олма Медиа Групп, 2009. – 128 с.: цв. ил.

6. Ионина, Надежда Алексеевна. Сто великих картин [Текст]: справочное издание / Н. А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 510 с.: ил.; 22 см. – (100 великих).

7. Камминг, Роберт. Художники [Текст]: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; гл. ред. Е. Мирская; пер. с англ. А. Богдановский. – Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Дели; Париж; Мюнхен; Москва: Дорлинг Киндерсли; Слово/Slovo, 2000. – 112 с.: ил.

8. Nicolas Poussin. Paintings and drawings in soviet museums [Текст]: альбом. – Leningrad: Aurora, 1990. – 216 с.: ил.

9.Рославец, Е. Н. Живопись Франции XVII—XVIII веков [Текст] / Е. Н. Рославец. – Киев: Мистецтво, 1990. – 221 с.: цв. ил.

10. Художественные сокровища музеев Москвы [Текст] / ред. С. Б. Петрова. – М.: Советский художник, 1975. – 182 с.: ил.

11. Энциклопедия мировой живописи / Е. В. Иванова. [Текст]. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 496 с.: цв. ил., портр.

Отдел литературы по искусству