«Богатырь русской музыки»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Богатырь русской музыки», посвящённая 185-летию со дня рождения русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

Александр Бородин – один из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX века. Гениальный композитор, выдающийся учёный-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижёр, музыкальный критик, он проявил и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошёл прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличают глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова – Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка. В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Свободное от академии время отдавалось музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из модных тогда итальянских опер. В эти же годы он познакомился с произведениями Михаила Глинки. Гениальная, глубоко национальная музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным поклонником и последователем великого композитора. Всё это побуждает его к творчеству. Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса «Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица», а также несколько трио для двух скрипок и виолончели. В его инструментальных произведениях этой поры ещё заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности Феликса Мендельсона.

В 1856 г. Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он успешно защитил диссертацию на учёную степень доктора медицины, а через год был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.

Бородин интенсивно занимается наукой. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой учёный знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись, таким образом, со многими произведениями современных западноевропейских композиторов – К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому учёному, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина – богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.

Во второй половине 60-х гг. Бородин создаёт ряд романсов, очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения: «Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственные тексты.

В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой.

В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы. Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. В конце 70-х – начале 80-х гг. Бородин создаёт два струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передаёт богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х гг. был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Особенно много удалось сделать в конце 70-х – первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.

В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на стихотворение А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией, написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой.

Большое впечатление произвели на него встречи с Ф. Листом, который высоко оценил творчество Бородина и пропагандировал его произведения.

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растёт. Его произведения исполняются всё чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии. Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX – начала XX в.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 г. в возрасте 53 лет.

Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов решили подготовить к печати его незаконченные произведения. В 1890 г. «Князь Игорь» был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал горячий приём у публики.

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов, в их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др. Оно составляет гордость русской классической музыки.

Литература, представленная на выставке:

1. Бородин А. П. Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты]: музыкальное произведение, вокально-инструментальное / А. П. Бородин. – М.: Музыка, 1981. – 60 с. : муз. пр.; 29 см. – 10000 экз. – 0.90 р.

2. Бородин, А. П. Критические статьи [Текст]. Изд.2-е, доп. / А. П. Бородин. – М.: Музыка, 1982. – 88 с.: ил.

3. Бородин, А. П. Князь Игорь А. П. Бородина [Текст] / А. П. Бородин. – М.–Л.: Гос. муз. издат., 1952. – 100 с.: ил.

4. Добровенский, Р. Композитор, ищущий неизвестности [Текст]: Повесть о Бородине / Р. Добровенский. – М.: Музыка, 1978. – 128 с. – 0,25 р.

5. Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. [Текст] / Роальд Добровенский. – Рига: Лиесма, 1984. – 489 с.: фот.

6. Дулова, Е. В. А. П. Бородин [Текст]: повесть / Е. В. Дулова. – М.: Дет. литература, 1990. – 126 с. : ил. (Великие музыканты).

7. Зорина А. П. Александр Порфирьевич Бородин [Текст] / А. П. Зорина. – М.: Музыка, 1987. – 190 с.: муз. пр., фот.; 17 см (Русские и советские композиторы).

8. Ильин, М. Александр Порфирьевич Бородин [Текст]: Письма / М. Ильин, Э. Сегал; сост. Л. Ю. Шкляревской. – М.: Правда, 1989.

9. Фигуровский, Н. А. Александр Порфирьевич Бородин [Текст] / Н. А. Фигуровский. – М.–Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – 212 с.: ил.

10. Хопрова Т. А. Очерк по истории русской музыки XIX века [Текст] / Т. А. Хопрова. – Л.: Учпедгиз, 1968. – 310 с.: фот., муз. пр.

Отдел литературы по искусству