«Структура эстетического наслаждения»

25 октября в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча интеллектуального философского клуба «Эпохе».

Участники клуба обсуждали тему «Структура эстетического наслаждения».

Руководитель клуба «Эпохе», историк Абдулгамид Курбанов представил докладчика, заместителя руководителя «Эпохе», студента Дагестанского государственного университета Руслана Аккаева.

На заседании обсуждали вопросы о том, каким образом извлекается наслаждение; существуют ли эстетические удовольствия в супрематизме или абстракционизме или в тех направлениях современного искусства, которые отказываются от устоявшихся, традиционных способов передачи самой реальности, а также рассматривали основные взгляды на эту проблему в истории философии.

Из доклада Руслана Аккаева: «Понимание эстетического и первая попытка описать его как рабочий механизм была проделана древними греками. Впервые в истории мысли Пифагор описал гармонию и возможность эстетического наслаждения как свойство гармонии цифр в пропорциях и длинах нот в музыке. Помимо пифагорейцев, к музыке обращались многие мыслители и учёные Древней Греции. К их числу относится величайший античный диалектик Гераклит. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, – книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О боге»). В основе философского учения Гераклита лежит представление о гармонии как единстве противоположностей. Это учение существенно отличалось от учения пифагорейцев, которые выдвигали на первый план числовую, главным образом количественную сторону гармонии. Для Гераклита гармония – внутренний, качественный закон развития природы, предполагающий единство и борьбу противоположностей. «Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через борьбу». Характерно, что когда Гераклит пытается объяснить диалектическую природу гармонии, он обращается прежде всего к музыке. Именно она лучше всего иллюстрирует гармонию, царящую в космосе. «И природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных вещей образует созвучие... Музыка создаёт единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие».

Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г. Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его «Лекциях по эстетике». Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познаёт себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трёх формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия».

Далее участникам был предложен вопрос для дискуссии: «Можем ли мы извлекать какое-нибудь эстетическое наслаждение, созерцая чёрный квадрат?» Желающие высказывали своё мнение и немного подискутировали.

На заседание клуба пришли заслуженные деятели искусств, писатели, студенты, поэты и художники.

Научный руководитель клуба М.И. Билалов представил гостям заслуженных деятелей искусств: художественного руководителя Дагестанской государственной филармонии Ирину Германовну Нахтигаль и заслуженную артистку Российской Федерации Зарифу Абуллаеву.

Ирина Германовна поддержала дискуссию и упомянула о предстоящем форуме современной музыки. В завершение своего выступления Ирина Нахтигаль поблагодарила докладчика и совместно с Зарифой Ахмедовной пригласила всех участников заседания на предстоящий форум, пояснив, что это поможет нам, разным слоям общества, находить возможность объединяться.

Заседание завершилось музыкальной композицией талантливого участника клуба Ахмеда на фортепиано!

Отдел культурных программ