Клуб «Ветры моды»

6 апреля 2019 года состоялось очередное заседание клуба «Ветры моды». Заседание проходило в отделе сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова.

На заседании обсуждали три темы:

1. Экспедиция «Исчезнувшие цивилизации». «В поисках Эльдорадо».

2. Кумыкский костюм.

Эльдорадо (El Dorado) в переводе с испанского – «золотая страна». О ней говорили, что эта мифическая страна Эльдорадо так богата, что сокровища в ней «так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник». Считается, что начало легенде об Эльдорадо положило открытие Америки и обычаи туземцев, а также волнующие воображение рассказы путешественников о несметных сокровищах и счастливой жизни обитателей таинственного Эльдорадо. Прибывшие в XVI в. В Южную Америку европейцы столкнулись не только с легендой о золотом человеке эль-Дорадо, но и увидели, насколько велики запасы золота у этих людей. Европейцы познакомились и с легендой о Золотом Человеке – эль-Дорадо, и с богатейшими культурами Южной Америки – Чиван, Моче, Парикас, Нацка и др. Красота тканей не вызвала сомнения, художественность исполнения была очевидна не только для знатока, но и для непосвящённого. И хотя с начала ХХ века в коллекциях Перу и за границей появилось всё больше столь изысканных тканей, их происхождение оставалось загадкой. Для жителей Паракаса, которые хорошо знали свои мифы, символы и религиозные ритуалы, а также историю своих правителей, вышитые ткани были исполнены смысла. Пожалуй, больше всего тайн – в рисунках позднего периода культуры Паракас. Возможно, их никогда не удастся истолковать, но даже если это и так, их красота будет продолжать напоминать нам о бессмертном мастерстве ткачей из Паракаса.

Продолжая обсуждение национального костюма народов Северного Кавказа, можно сказать, что исторические формы одежды явились результатом материальной культуры, включавшей как спонтанную, внутреннюю динамику саморазвития, так и органическую адаптацию иноэтничных заимствований. Вместе с тем общность исторического пути, разнообразные культурные и экономические связи, уходящие корнями в далёкое прошлое, издавна способствовали налаживанию тесных контактов между народами, появлению общих форм во многих областях материальной культуры, в том числе в одежде.

Самобытная и разнообразная одежда народов Дагестана представляет огромный культурный интерес. Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана, несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество – как и национальностей.

Костюм кумычки: изящные платья, сапожки и шубы у жительниц равнинного Дагестана; платье кумычек всегда было длиной в пол. А у некоторых модниц нарядные платья были даже с небольшим шлейфом. Ещё одно отличие – пояс был изящный, узкий: на европейский манер, говорят этнографы. Повседневный костюм кумычек – платье-рубаха – отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Поверх него надевали распашное платье, чем-то похожее на мужской бешмет. Под распашное платье кумычки часто надевали специальный нагрудник в виде манишки, шили его из дорогой ткани, в основном бархатной, с металлическими украшениями в виде парных застёжек. Контрастные сочетания цветов выглядели очень эффектно. Рукав чаще был прямой, но позже от локтя стали вшивать второй рукав в виде крыла. Нарядное платье кумычек называлось кабалай, его шили из бархата, плотного шёлка или шерсти. На один такой наряд использовали 7−9 метров ткани. Отличительная особенность такого платья – вставка шириной 25−50 сантиметров. По форме она напоминала нагрудник, идущий до подола, с воротником-стойкой, который застегивался сзади. А в начале XX века у кумычек получает распространение нижняя юбка – её надевали под нарядное платье, чтобы придать фигуре трапециевидный силуэт. Отличалась и верхняя одежда кумычек. Наряду с даргинками и в отличие, скажем, от аварок они носили шубы, причём с меховой отделкой из горностая. «Верхнюю часть шубы кроили по фигуре, а нижняя состояла из клиньев. Прямые, чуть укороченные рукава имели широкую меховую оторочку. Горловина, борта, полы и низ рукавов по краю отделывались парчой, плотным шёлком, галуном и мехом», – рассказывает кандидат искусствоведения Разита Гаджиханова. Головной убор состоял из чохто и верхнего кружевного платка, а со временем кумычки стали носить только платок – тастар. Обувь же у кумычек была разнообразной, часто носили вышитые яркие сапожки.

Приглашаем на заседания клуба «Ветры моды» всех, кто интересуется обсуждаемыми темами!

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы