«Евразийство – путь Дагестана?»

7 ноября 2019 года в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

С темой доклада «Еразийство – путь Дагестана?» выступил магистр второго года обучения направления «Онтология и теория познания» факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета Азизхан Азизов.

Докладчик раскрыл вопрос о том, что такое евразийство по своей цивилизационной основе, осветил положительные и отрицательные стороны евразийства, а также рассмотрел фактическую реализуемость евразийства в России и на Кавказе, в частности в Дагестане.

Идеология евразийства зародилась в России приблизительно в начале двадцатых годов XX века. С одной стороны, создатели теории не отличались ярой нетерпимостью к коммунистической политике, но и особенной приверженности к большевикам тоже не испытывали, порицая принятую практику. Учение, разработанное в те годы, было направлено на объяснение самого факта наличия Советской страны, столь необычной, чуждой прочей планете как с точки зрения экономики, так и по общественному устройству. Политики, философы, идеологи тех времён поставили перед собой задачу определения места державы на планете и формирования пути, который необходимо пройти.

У истоков евразийства стояла группа молодых русских учёных, эмигрантов из России, которые встретились в 1920 г. в Софии. Этими основателями были князь Н. С. Трубецкой – выдающийся лингвист, обосновавший структуральное языковедение, будущий профессор славянской филологии Венского университета, сын философа князя С. Н. Трубецкого; П. Н. Савицкий – экономист и географ, бывший аспирант П. Б. Струве; Г. В. Флоровский, позднее священник и выдающийся православный богослов; П. П. Сувчинский – критик и философ музыки, публицист и организатор евразийского движения. Вдохновителем друзей на издание первого коллективного сборника и старшим из них был князь А. А. Ливен, но сам ничего не написавший и вскоре принявший сан священника.

Период, когда закладывались основы евразийства, отличался ярко выраженной нестабильностью всей планеты. В западных странах царствовала буржуазия, в восточных всё ещё были колонии. Мыслители того времени пришли к выводу, что все державы буквально обречены. На фундаменте такой идеи было решено, что именно Советский Союз привнесёт нашей цивилизации те новые веяния, которые помогут обновить всю цивилизацию. Базовые идеи, которые должны были улучшить жизнь на всей планете, не были социалистическими, коммунистическими, атеистическими, революционными, в то же время сформированы они были реальностью, окружавшей деятелей двадцатых годов прошлого века, – советским бытом со всеми его характерными особенностями.

Перед участниками заседания был поставлен следующий вопрос на обсуждение: является ли по духу близким для Дагестана само евразийство через краткий анализ истории, мифов, басен и сказок.

Далее была предпринята попытка поиска отголосков евразийства в российской политике и истории, а также в дагестанской истории и политике.

  Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ