«Этика и время»

14 марта в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

Предметом обсуждения данного заседания стала тема «Этика и время». Участники клуба провели сравнительный анализ этических учений новейшего времени, а также с помощью усвоенного концептуального инструментария рассмотрели заявленные и реальные этические позиции в современном Дагестане на общеизвестных примерах.

С докладом выступил студент исторического факультета Дагестанского государственного университета Руслан Аккаев.

«Говоря об этике в новейшее время, – подчеркнул докладчик, – имеет смысл обратиться к имморалистскому бунту Фридриха Ницше. Он первым поставил под сомнение принципы демаркации поступков на добро и зло и, описав генеалогию морали, разделил её условно на два типа: мораль рабов и мораль господ. Если вторые могли реализовывать свои волевые потенции и действовать от своего желания, то первые, будучи лишёнными такой возможности и приобретя ресентименты (чувство зависти к чужому успеху и осознание невозможности его достижения), создавали свою систему ценностей и соответствующую этическую иерархию, в которой невозможность совершения эгоистического поступка сподвигнула их называть неэгоистические поступки аморальными. Такая мораль, утвердившись в христианстве, заражает указанным выше комплексом всё европейское общество. И задачей философии будущего Ницше видел преодоление ресентиментов и эмансипацию воли к власти в данном случае как стремлению к созданию новых ценностей, творящих и доминирующих в обществе с целью преодоления человека как такового. Ведь, как известно, «человек – это всего лишь попытка».

Постмодернизм, подхватив ницшеанский призыв к созданию ценностей, поставил своей задачей полный отказ их осмысления этики как чего-то субъективного. И этический релятивизм становился основой постмодернистского взгляда на этику. Подвергнув критике этику долга Канта как систему репрессивную по отношению к человеку и его самовыражению, он создаёт поле для манифестирования и выпячивания культурных особенностей и различных вариаций этико-правовых систем, переходящих в политической плоскости в концепцию многополярного мира.

Капитализм, будучи универсальной системой, построенной на базовых принципах прав человека и действующий в рамках прав человека и этики долга Иммануила Канта, стал объектом критики мыслителей ХХ в. На Западе постмодернизм и неомарксизм, став популярными среди западных интеллектуалов, послужили основой возникновения этической апологии капитализма, описанной в работах Айн Ренд. Айн Ренд развивала концепцию добродетельного и рационального эгоизма. Пользуясь в определённой степени философским инструментарием Ницше, Ренд делит людей на создающих и способных к творчеству. И те, кто этим обделён, и их сотрудничество, построенное на выгоде каждого для себя, создают условия для развития общества. Ренд, обвиняемая в вульгарности, всё же стала популярна в США и западных странах. И таким образом оказала влияние на укрепление капитализма как легитимной и этичной системы в глазах западноевропейских интеллектуалов тогда, когда это было нужно.

По другому пути спасения модерна и капитализма как его квинтэссенции пошёл немецкий мыслитель Юрген Хабермас, разрабатывая коммуникативную этику, этику дискурса (то есть универсальную этику, учитывающую критику со стороны постмодернизма). Корнем репрессивности этики долга Хабермас считал автономное не коммуникативное принятие решения, исключающее субъективный опыт. А этика дискурса должна разрабатывать решение в коммуникации, учитывая интересы каждого участника дискурса, исключая любое насилие. Однако дискурс в данном случае должен строиться на национальном универсуме, позволяющем принять наиболее эффективное решение, т.е. можно вывести следующую максиму: хорошо всё то, что может быть принято всеми участниками процесса или действия через коммуникацию».

По завершении доклада участники задавали вопросы. После этого члены заседания попытались провести сравнительный анализ этических учений новейшего времени, а также с помощью усвоенного концептуального инструментария рассмотреть заявленные и реальные этические позиции в современном Дагестане на общеизвестных примерах.

Руслан Аккаев, ставший модератором заседания, поблагодарил всех участников за работу и поделился мнением о заседании: «Сегодня у нас состоялось, на мой взгляд, очень интересное и плодотворное обсуждение сложных, но столь актуальных вопросов для современной нашей республики».

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ